Все, что тебе нужно знать о платьях!
Проект / Авторы / Фотогалереи / Добро / Энциклопедия о России / История России / Русская литература

Потребители все чаще выбирают поставщиков на основании долговременной выгоды, а не прошлой истории. Автор неизвестен


Этих книг нет в магазинах!

Недорого купить антикварные книги

Чулки и колготки из Англии

Учеба и образование в Англии

  


Яндекс.Погода

История России: рабовладельческий строй

Переход от первобытнообщинного строя к классовому обществу происходил в разных районах в разное время и в неодинаковых условиях. Основной чертой такого перехода является зарождение государственности, отход от племенного уклада жизни и хозяйства. Многообразие исторических процессов в различных странах настолько велико, что уловить и четко датировать момент сложения нового, классового общества бывает чрезвычайно сложно. Предпосылки создания государственности складывались постепенно, на протяжении веков, а форма первых классовых отношений была различна: в одних случаях - рабовладельческой, в других - сразу феодальной.

Процесс смены первобытнообщинного строя классовым обществом растянулся на несколько тысяч лет, причем, у народов Древнего Востока он протекал в III-II тысячелетии до нашей эры, а у некоторых народов Африки он завершился лишь в XIX столетии, когда Великобритания, к примеру, уже вовсю строила капитализм.

Основные признаки рабовладельческого строя

Земледельческие и отчасти скотоводческие племена к концу бронзового века в ряде мест достигли такого уровня развития производительных сил, при котором общество получало известный излишек продуктов сверх прожиточного минимума. Этот излишек позволял племени содержать свое войско из неженатой молодежи, кормить ремесленников (например, кузнецов и литейщиков). Часть излишков продуктов передавалась жрецам для принесения жертв богам и шла на содержание самих жрецов, а вторая часть служила предметом торговли и обмена с соседями.



Совершенствование техники позволяло вести хозяйство все меньшими коллективами. Возрастала хозяйственная самостоятельность отдельных семей, и постепенно нарушался прежний принцип всеобщего равенства при разделе урожая. В выигрышном положении оказывались те семьи, в составе которых было больше мужчин и, следовательно, больше своих работников; кроме того, женитьба каждого сына приводила в семью новую работницу. Создавалось неравенство семей в роду. Там, где условия ведения хозяйства не требовали участия большого коллектива (необходимого, например, для рытья каналов или расчистки леса при подсечной системе), там происходило выделение из семьи молодых, которые организовывали свое отдельное хозяйство. Это способствовало возникновению соседской общины, заменявшей собой родовую.

Развивалась частная собственность на орудия труда, оружие, на часть результатов труда отдельного человека (например, на мелкую охотничью добычу у земледельцев). Позднее появляется собственность на скот и на землю. Развивались ремесло и торговля. Внутри племени росло имущественное неравенство, основные богатства накапливались в руках племенной знати. Участившиеся войны и ставшие теперь возможными (благодаря возросшим общественным запасам) далекие походы конных воинов усиливали неравенство. Побежденные превращались в рабов, а победители - в рабовладельцев. Вожди племен, жрецы почитаемых богов, военачальники удачливых дружин становились первыми рабовладельцами и одновременно захватчиками общественных запасов и угодий внутри своего племени. На положении рабов оказывались не только пленные, но и беднейшая часть соплеменников. Разложение первобытнообщинных отношений приводило к созданию общественного строя, основанного на классовом антагонизме.

Во всемирной истории первыми антагонистическими обществами были рабовладельческие (древнейшие цивилизации Месопотамии, Индии, Закавказья, Средней Азии, Египта и Китая), на смену которым впоследствии закономерно приходили общества феодальные. Но у ряда народов первой классовой общественно-экономической формацией, сменившей первобытнообщинные отношения, был феодальный строй.

В рабовладельческом и феодальном обществе существовали как свободные общинники, так и рабы, хотя последние при феодализме не играли главной хозяйственной роли. Различие же между этими формациями состоит в том, что рабовладение было основано на принудительном использовании в господском хозяйстве труда людей, составлявших полную собственность их господина и не имевших своих средств производства, а феодализм - на принудительной эксплуатации труда людей (крестьян), ведших свое хозяйство и обладающих средствами производства.

Развитию рабовладельческой формации способствовало наличие условий для организации крупного господского хозяйства (при примитивной технике), для овладения племенной знатью жизненно важными средствами ведения общинного хозяйства (например, оросительными каналами или же рудными разработками), для расширения источников получения новых рабов. Такие условия отсутствовали у большинства земледельческих племен северных лесных областей, поэтому рабовладельческие отношения не могли там получить достаточного развития. На юге, особенно в земледельческих районах Причерноморья, Закавказья и Средней Азии, сложились рабовладельческие государства, относящиеся к древнейшим цивилизациям мира.

Несмотря на крайнюю жестокость рабства, рабовладельческая формация была значительным шагом вперед по сравнению с первобытнообщинным строем. Рабовладельческое общество могло несравненно полнее использовать возросшие производительные силы. При рабовладельческом строе развивалось специализированное ремесло, завязались широкие торговые связи, возникли города с высокой для того времени и своеобразной культурой. Потребности учета в крупном хозяйстве и интересы торговли обслуживала возникшая письменность, которая сохранила нам имена народов и сведения об их языке, об их образе жизни.

Рабовладельческий строй: государство Урарту

В конце бронзового века в Закавказье в процессе общественного развития складывались союзы племен, расположенных на Армянском нагорье, в районе озер Севана, Вана и в бассейне реки Аракса. Одной из причин объединения разрозненных и мелких, но обладавших высокой для того времени культурой племен была необходимость обороны от ассирийских царей, совершавших грабительские походы, о которых имеются известия еще с XIII века до нашей эры. "Возмутились против меня страны Уруатри... К скалам их гор могучих я поднялся... Восемь стран с их воинством покорил я, пятьдесят одно поселение я разрушил, сжег, увел их пленных и имущество..." - хвастливо вспоминал ассирийский царь Салманасар I, правивший в XIII столетии до нашей эры. Племя Уруатри (позднее - Урарту), видимо, как раз и стояло во главе союза из восьми племен, боровшихся с Ассирией.

В клинописных текстах XII и XI веков до нашей эры в качестве главного племени федерации выступало племя Наири. Тогда этот союз объединял до полусотни племен. Возникшая у закавказских племен собственная письменность рассказывает нам о превращении в IX веке до нашей эры союза племен в государство Урарту. Оно просуществовало на протяжении почти трех столетий. Первыми известными царями Урарту были Арам (860-825 годы до н.э.), Сардур (упомянут в летописи в 834 году до н.э.), Ишпуин (сын Сардура) и Менуа (сын Ишпуина, внук Сардура). Из этих данных видно, что в Урарту образовалась династия потомков Сардура I, правившая до 585 года до нашей эры. Десятки племен были подчинены и объединены в одно государство, ставшее в VIII столетии до н.э. соперником Ассирийской державы и серьезной силой всего Древнего Востока.

В Урарту были развиты различные отрасли экономики. В долинах рек преобладало земледелие, требовавшее искусственного орошения; в горах - полукочевое скотоводство. Возделывались разные сорта пшеницы, ячменя, проса, разводились виноград, инжир, миндаль. Из домашних животных были известны коровы и овцы. Постепенно расширялось коневодство, имевшее значение для пополнения конями царского войска. Разводились верблюды. К сожалению, недостаточно известны жизнь урартийской деревни, а также социально-бытовое положение крестьян и рабов.

Трудом рабов были сооружены многочисленные каналы и водохранилища, прорубленные в скалах; крепости в горах, частично высеченные в скале, частично выстроенные из колоссальных тяжелых камней весом в десятки тонн. Возведение этих сооружений требовало громадных усилий. В Армении до сих пор сохранились эпические сказания о великанах, будто бы построивших эти крепости.

Урартийские ремесленники были опытными мастерами, постигнувшими технику обработки бронзы, железа, драгоценных металлов, камня, глины, дерева. Вся роскошь царских дворцов и храмов, известная по описаниям и археологическим раскопкам, была делом рук местных мастеров, большая часть которых принадлежала, по всей вероятности, к числу рабов.

Урарту в начале правления Ишпуини

Главным рабовладельцем Урарту был царь, стоявший во главе большого войска. Он владел многими городами, крепостями, каналами и многочисленными рабами разных специальностей. Класс рабовладельцев состоял из царских наместников, чиновников, военачальников, жрецов и частично из бывших племенных вождей. Клинописные записи царей мало говорят о других рабовладельцах, но мы знаем о стремлениях правителей областей к самостоятельности, о борьбе между царями и их наместниками.

В состав рабовладельческого государства Урарту входил ряд земледельческих и скотоводческих областей, населенных различными племенами. Многократно происходили восстания покоренных племен, жестоко подавляющиеся царями.

Как явствует из клинописных надписей царей Аргишти (781-760 годы до н.э.) и Сардура II (760-730 годы до н.э.), наивысшего расцвета государство Урарту достигло в VIII столетия до нашей эры. Надпись Сардура была высечена на каменной плите, прикрывавшей вырубленную в скале нишу в форме двери, которая как бы вела в сердцевину горы. По поводу этой "двери" сложились легенды о будто бы скрытых за нею в глубине горы сокровищах. Эта надпись повествует о походах и богатой добыче, взятой в соседних странах. "Сардур, сын Аргишти, говорит: вот сколько для царства я в тех странах в один год сделал, всего 12735 юношей я угнал; 46600 женщин я забрал; 12000 воинов я захватил; 2500 коней я добыл; 23335 голов скота, 58100 овец я добыл с помощью бога Халда. Эти прекрасные дела в один год Сардур, сын Аргишти, совершил". Грабительские походы действительно серьезно обогащали урартийских рабовладельцев.

Образцом царских городов-дворцов государства Урарту может служить раскопанный в окрестностях Еревана "город бога Тейшебы" (современный холм Кармир-Блур). Здесь обнаружены мощные стены из сырцового кирпича, дворец из 120 комнат с огромными кладовыми для зерна и вина, богато украшенные царские доспехи, посуда и много предметов быта. Жители города находились на царском довольствии и не вели своего личного хозяйства, что было типично для рабовладельческого государственного города. Город погиб от нашествия врагов, сопровождавшегося разграблением и пожаром. Находка большого количества скифских стрел на улицах позволила установить время уничтожения города (VI век до нашей эры) и виновников его гибели - скифов, пришедших сюда с севера.

Значительные богатства принадлежали храмам и жрецам. Так, в 714 году до нашей эры во время разграбления урартийского города Мусосира ассирийцы захватили в храме, посвященном богу Халде, шесть золотых щитов с головами собак; двенадцать серебряных щитов с головами драконов, львов и туров; бронзовые статуи обожествленных царей на колесницах и многое другое. Всего из храма было вывезено более 500 килограммов серебра и оружия.

Урартийцы приносили своим многочисленным богам в жертву быков, баранов, а в особо важных случаях устраивали человеческие жертвоприношения. Религия в государстве Урарту носила ярко выраженный классовый характер, оправдывая действия царей, являвшихся и верховными жрецами. Народные воззрения, судя по дошедшим до нас памятникам искусства, отличались от кровавых культов рабовладельцев. В народе сохранились и пережитки религиозных представлений времени первобытнообщинного строя: был развит культ дерева как символа жизни, широко применялись магические заклинательные рисунки. У населения Урарту была своя письменность в виде клинописи, математическая наука, были созданы свои меры длины, веса, объема и собственная система исчисления.

Около 590 года до нашей эры мидяне (южные соседи урарттийцев) разгромили столицу Урарту - город Тушпу, и государство, просуществовавшее несколько столетий, пало. В армянском и грузинском языках ученые устанавливают ряд терминов, восходящих к урартийскому языку. В армянском эпосе сохранились легенды, уходящие корнями в урартийскую эпоху. Урарту исторически стало первым государством в Закавказье, возникшим на рабовладельческом базисе.

Рабовладельческие государства Закавказья и Средней Азии

В середине I тысячелетия до нашей эры рабовладельческие государства образовались как на бывшей территории Урарту, в частности, армянское государство Армина (610-520 годы до нашей эры), так и далеко за ее пределами. Греческие мифы рассказывают о богатом Колхидском царстве (на восточном побережье Черного моря), куда стремились уже в VI столетии до нашей эры с берегов и островов Эгейского моря искатели приключений.

Повествуя о расселении грузинских племен в VI веке до нашей эры, Геродот упоминает колхов, населяющих Колхиду (часть нынешней Западной Грузии). Здесь были развиты металлургия и ткацкое ремесло. Колхидское царство занимало обширную территорию, простиравшуюся от современной Абхазии по Черноморскому побережью на юг и на запад. Колхи вели торговлю с греками. Главными пунктами торговли в VI-V веках до нашей эры были греческие колонии: Трапезунт (современный Трабзон), Керасунт (Гиресун), Фасис (Поти), Диоскурия (Сухуми), Питиунт (Пицунда). Чуть позднее в Колхиде начали чеканить серебряную монету. Сведения о появлении другого царства - Иберии (нчне - Восточная Грузия) восходят к IV столетию до нашей эры.

В Средней Азии в середине I тысячелетия до нашей эры произошел массовый переход к оседлому земледелию с искусственным орошением, приведший к возникновению рабовладельческих отношений. Созданный индоевропейскими народами Средней Азии древний эпос ("Авеста") уппоминает Хорезм - "страну солнца" (по нижнему течению Аму-Дарьи) "богатую людьми и стадами", "страну с высокоподнятыми знаменами". Как и в других странах Древнего Востока, здесь были сильны элементы родо-племенного строя. Гимны "Авесты" знают семью, родовую общину, племя и область (являвшуюся, очевидно, союзом родственных племен, возглавлявшимся царем). О том, что в это время уже возникли классы, явствует из упоминания в эпосе касты жрецов огня, касты воинов ("ездящих на боевых колесницах") и касты земледельцев. Имеются упоминания и о касте ремесленников.

Археологические раскопки вскрыли в пустынях Хорезма родовые поселки-крепости, внешне похожие на города, и настоящие рабовладельческие города с богатыми дворцами и храмами. Мощные укрепления были нужны для защиты от кочевников, занимавших степи современного Казахстана. Исследователи предполагают, что в Хорезме около VI века до нашей эры возникло сильное рабовладельческое государство.

Образование народностей

Область распространения рабовладельческой общественно-экономической формации в это время значительно расширилась, охватив большинство районов древнего земледелия в Закавказье, Причерноморье и Средней Азии. Однако у значительной массы населения еще существовали первобытнообщинные отношения и в жизни государств родовые общины играли большую роль. Кочевые племена скотоводов развивались несколько медленнее - у них в это время не было рабовладельческих государств, хотя уже происходило разложение первобытнообщинного строя.

Создание союзов племен и рабовладельческих государств способствовало формированию народностей. Народность - это исторически складывающаяся (на основе этнической племенной общности) общность людей эпохи возникновения и развития рабовладельческого или феодального строя. Признаками народности являются единый язык (при наличии диалектов), единая территория, общие черты культуры. Для образования народностей необходимо и наличие экономических связей, однако эти связи еще слишком слабы, что приводит к дроблению, смешению и скрещиванию народностей.

Процесс формирования народностей в Закавказье и Средней Азии изучен недостаточно. Предполагают, что примерно между V и II веками до нашей эры сложилась армянская народность. В середине I тысячелетия до нашей эры образовались две родственные древнегрузинские народности: колхская и картлийская. Их консолидация в единую древнегрузинскую народность произошла позднее. В средней Азии началось формулирование народностей, говоривших на североиранских наречиях индоевропейской языковой системы. Примером таких народностей являются таджики, сохранившие свой древний язык.

Если рабовладельческое или феодальное государство создавалось на основе одной народности или группы родственных племен, то оно способствовало дальнейшему формированию и упрочению народности. Ряд крупных монархий древности (например, империи Кира и Александра Македонского) представляли собой непрочные объединения различных племен и народностей в результате завоевания.

Государства Средней Азии в IV-I веках до нашей эры

Развитие государств и племен, населявших в то время южные области нашей Родины, многократно осложнялось как взаимными войнами, так и вторжением иноземных войск. Киммерийцы и скифы совершали походы в Закавказье. Среднеазиатские кочевники постоянно нападали на богатые земледельческие области - Хорезм, Бактрию, Согдиану и Парфию. В Южном Прибайкалье к III веку до нашей эры сложился сильный и воинственный союз гуннских кочевых племен, постепенно продвигавшихся на запад и на рубеже тысячелетий уже воевавших в Европе.

Сложившееся в VI столетии до нашей эры в Персии государство Ахеменидов угрожало народам Закавказья и Средней Азии. Войска персидского царя Кира покорили Армению в 546 году до нашей эры и вторглись в земли массагетов юго-восточнее Аральского моря. Массагеты разбили захватчиков. По преданию, царица массагетов приказала отрубить голову Киру и бросить ее в бурдюк с кровью со словами: "Насыться крови, которой ты жаждал и которой никогда не мог насытиться".

Один из преемников Кира Дарий I (522-486 годы до нашей эры) постоянно подавлял вспыхивавшие восстания в огромной, но непрочной державе. Так, в долине Мургаба (территория нынешней Туркмении) по его приказу были убиты десятки тысяч восставших. Народный эпос приаральских племен сохранил предание о героическом поступке пастуха Ширака, который под видом проводника заманил войско Дария в безводную пустыню, где погиб сам, но погубил и войско врагов.

Большой поход был предпринят Дарием в 514 году до нашей эры через Балканский полуостров на европейских скифов. Завлеченные скифами в глубь страны, войска Дария потерпели неудачу. Против Дария выступили не только скифы, но почти все население Восточной Европы. Военная мощь государства Ахеменидов была значительно подорвана.

Кушанское царство

Два столетия спустя сложилась еще одна крупная держава, обрушившаяся на ряд азиатских народов, - государство во главе с Александром Македонским. Завоевав Персию, войска Александра вторглись в Среднюю Азию, уничтожая население и разрушая города. Местное население под руководством Спитамена оказывало героическое сопротивление завоевателям. Персидское иго в Средней Азии было заменено греческим, длившимся свыше полутораста лет.

Несмотря на все отрицательные последствия завоеваний Александра Македонского для народов Средней Азии, в результате этих завоеваний усилилось экономическое и политическое взаимодействие между странами, входившими в состав его державы, укрепились связи Средней Азии со Средиземноморьем, развивалась эллинизация Востока.

После распада державы Александра Македонского в Средней Азии образовался ряд рабовладельческих государств (Парфия, Бактрия, Хорезм-Кангха, Кушанское царство, Эфталитское царство). Здесь создалась богатая и яркая культура, возник ряд городов, существующих и поныне (Самарканд, Мары, Пянджикент и многие другие), завязались торговые и культурные связи с Индией, Китаем и Европой.

Упомянутые государства зачастую охватывали значительную территорию за границей Советского Союза, в том числе земли Ирана, Афганистана и Индии. Дополнением к свидетельствам письменных источников о народах Средней Азии являются археологические данные. Раскопки вскрыли ряд укрепленных городов и поселений. Так, например, близ Ашхабада был открыт дворец парфянских царей в их столице Несе в котором обнаружены пышно убранные залы, роскошная пиршественная утварь с тонкой резьбой из слоновой кости, памятники живописи и скульптуры.

В I веке до нашей эры Парфии пришлось выдержать напряженную борьбу с Римом, стремившимся к продвижению на восток. В 54 году до нашей эры парфяне нанесли решительное поражение войскам римского полководца Красса в районе Евфрата. Положение римлян в Малой Азии, Сирии, Палестине было сильно поколеблено.

Рабовладельческий строй: Закавказье на рубеже нашей эры

Развитым рабовладельческим государством Закавказья была Армения времени правления Тиграна II Великого (95-56 годы до нашей эры). Она простиралась от бассейна Куры на севере до Каспийского моря на востоке и до Средиземного моря на юго-западе.

В центральных частях Армении существовало развитое земледельческое хозяйство. В горных областях было развито скотоводство. В горах производилась добыча меди, железа, свинца, серебра, золота. Крестьянство было организовано в сельские общины и несло казенные повинности. В хозяйствах знати использовался труд рабов и закабаленных общинников. Торговля имела преимущественно транзитный характер. Города возникали на важнейших торговых магистралях. Правительство Тиграна строило много новых городов, населяя их ремесленниками. Было создано немалое войско. Армения вела борьбу против агрессии со стороны Рима, стремившегося овладеть торговыми путями. Борьба эта носила общенародный характер.

В это время в Армении сложилась высокая культура. Здесь развивались различные виды искусства, возник театр, значительного уровня достигла архитектура. Высокохудожественный народный эпос повествовал о борьбе народа за независимость страны. Придворный эпос воспевал время правления Тиграна как "двадцать пять лет беспрерывных успехов". Заметное влияние на армянскую знать оказала эллинистическая культура.

Слабость экономических связей между отдельными областями, входившими в состав Армянского государства и находившимися на разном уровне хозяйственного развития, определила его непрочность. Армянское рабовладельческое государство было разрушено в результате завоевания его римлянами. Рабовладельческие отношения в Армении в результате дальнейшего развития производительных сил в IV-V веках уступили место феодальному строю.

Описание народов Кавказа сделано знаменитым греческим географом Страбоном, писавшим в начале I столетия нашей эры. Страбон подробно рассказывает об Иберии (Грузии) как о стране, "заселенной в большей части городами и хуторами". Автор указывает что жители Иберии делятся на четыре сословия. Из первого сословия выходят цари. Второе сословие составляют жрецы. К третьему сословию относятся воины и земледельцы. К четвертому - царские рабы, то есть, вероятнее всего, зависимые земледельцы. Далее автор отмечает пережитки родового строя у грузин: "Имущество у них общее по родам; заведует и распоряжается им в каждом роде старейший".

Подробно говорит Страбон и о народах Северного Азербайджана, называвшегося тогда Албанией. Он описывает скотоводство, земледелие и виноградарство, являвшиеся занятием прикаспийских албанцев, и отмечает, что прежде у них существовало 26 племен, объединенных уже к его времени под властью одного царя. О других народах Кавказа Страбон приводит меньше данных, отмечая, однако, обилие племен (до семи десятков), изолированных друг от друга. "Народы, живущие у Кавказа, бедны и малоземельны, - говорит автор. - Все они говорят на разных языках, так как живут разбросанно..."

Таким образом,, рабовладельческий строй в странах Закавказья сочетался с пережитками патриархально-родовых отношений.

Другие статьи наших энциклопедий по этой теме:

Короткая ссылка на новость: http://federacia.ru/~v4yEt


Уникальная возможность купить старинные книги недорого






















Вечерниее и коктейльные платья: выбери себе подарок!

     RSS-подписка на новости

Мы навсегда решили для вас проблему выбора подарков - посетите наш уникальный магазин антикварных книг



История России, крупные города России, русская литература, русское искусство, Конституция и законы Российской Федерации
самые свежие новости из столицы и российских городов - все это информационно-новостной портал "Федерация.Ру".
Перепечатка и цитирование материалов приветствуется при постановке активной ссылки на источник.
Контакты редакции: +7 (495) 725-89-27, info@adelanta.info