Все, что тебе нужно знать о платьях!
Проект / Авторы / Фотогалереи / Добро / Энциклопедия о России / История России / Русская литература

Огромная ошибка – делать выводы, не имея необходимой информации. Артур Конан Дойл


Этих книг нет в магазинах!

Недорого купить антикварные книги

Чулки и колготки из Англии

Учеба и образование в Англии

  


Яндекс.Погода

Борис Николаевич Ельцин

RSS
7 мая 1992 года, в день, когда было провозглашено создание Российских Вооруженных Сил, на пост их Верховного главнокомандующего вступил Борис Николаевич Ельцин. Б.Н.Ельцин родился 1 февраля 1931 года в селе Бугка Талицкого района Свердловской области, где жили все его предки. В этом небольшом тихом селении было всего два рода: Ельциных и Старыгиных. Отец Бориса Николай Иванович происходил из первого рода, мать Клавдия Васильевна - из второго. Как вспоминает Борис Николаевич, детство было очень тяжелое. "Еды не было. Страшные неурожаи. Всех загоняли в колхоз - тогда было поголовное раскулачивание. К тому же кругом орудовали банды, почти каждый день перестрелки, убийства, воровство". "Мы жили бедновато - подчеркивает он в мемуарах "Исповедь на заданную тему". - Домик небольшой, корова. Была лошадь, но и она вскоре пала. Так что пахать было не на чем. Как и все - вступили в колхоз. В 1935 году, когда уже и корова сдохла и стало совсем невмоготу, дед, ему было уже около шестидесяти, начал ходить по домам - класть печки. Он, кроме того, что пахарем был, умел еще и столярничать, плотничать. Отец тогда решил все-таки податься куда-нибудь на стройку, чтобы спасти семью. Это был так называемый период индустриализации. Он знал, что рядом, в Пермской области, на строительство Березниковского калийного комбината требуются строители - туда и поехали. Сами запряглись в телегу, побросали последние вещички, что были, - и на станцию, до которой шагать 32 километра. Оказались в Березниках. Отец завербовался на стройку рабочим. Поселили нас в барак - типичный по тем временам, да и сохранившийся кое-где еще и сегодня, - деревянный, дощатый, продуваемый насквозь".

 

В 1955 году Борис окончил Уральский политехнический институт, получив образование инженера-строителя. Спустя год женился на однокурснице Наине (Анастасии) Гириной. Со временем родились две дочери, сперва Елена, затем Татьяна. После школы Елена поступила в Уральский политехнический институт, Татьяна же решила учиться в МГУ. "Как всякому выпускнику высшего учебного заведения, - пишет Борис Николаевич, - мне предложили должность мастера на строительстве промышленных объектов. Я сказал, что мастером пока работать не пойду. Когда учился в институте, пришел к выводу, что хотя и сильный состав преподавателей был в Уральском политехническом институте, тем не менее некоторые профессора, доценты - те, кто был оторван от производства, - слишком академично преподавали свои дисциплины, не связывая их с реальной жизнью производства. Поэтому сразу руководить стройкой, людьми, не пощупав все своими руками, - я считал большой ошибкой. По крайней мере, точно знал, что мне будет очень трудно, если любой бригадир, с умыслом или без, сможет обвести меня вокруг пальца, поскольку знания его непосредственно связаны с производством. Поэтому я решил для себя, что год посвящу тому, чтобы освоить 12 строительных специальностей. Каждый месяц - по одной. Первый месяц я проработал с другими рабочими в бригаде каменщиков, вел кирпичную кладку - сначала простую, потом посложнее. Работал не по одной смене, а полторы-две для того, чтобы быстрее наработать опыт. Рабочие хоть и посмеивались над жаждой молодого специалиста пойти, так сказать, в народ, тем не менее помогали мне, подбадривали, в общем, внутренне поддерживали меня".

В последующие годы Борис Николаевич работал главным инженером, начальником управления. В тридцать два года возглавил крупный домостроительный комбинат. Четырнадцать лет проработал на производстве, затем перешел на партийную стезю, занимая крупные посты. В 1968-1976 годах он - заведующий отделом строительства, секретарь Свердловского обкома КПСС, в 1976-1985 годах первый секретарь Свердловского обкома КПСС. Знаменательным в жизни Бориса Николаевича стал 1985 год. В апреле этого года, проработав более девяти лет первым секретарем Свердловского обкома партии, он переводится в Москву в ЦК КПСС заведующим отделом строительства. "Работы было чрезвычайно много, - вспоминал Ельцин. - Не жалею, что проработал в отделе. Я познакомился с состоянием дел в стране, связался с республиками, многими крупными областями".

В июне он был избран на Пленуме ЦК секретарем Центрального Комитета партии по вопросам строительства. Борис Николаевич посетил Ленинградскую и Московскую области, Дальний Восток, Туркмению, Армению, Тюменскую область, Узбекистан. 22 декабря все того же 1985 года Борис Николаевич был вызван на заседание Политбюро, где М.С.Горбачев предложил ему возглавить городскую партийную организацию. Разговор получился непростой и продолжительный по времени. В итоге Ельцин дал согласие на переход на новую работу, "с одной стороны, подчиняясь партийной дисциплине, с другой, - понимая, что столичная партийная организация под руководством Гришина оказалась в тяжелом положении". "Потом, - вспоминал Борис Николаевич, - я нередко размышлял над тем, почему Горбачев пришел к моей кандидатуре. Он, видимо, учел и мой, почти десятилетний опыт руководства одной из крупнейших партийных организаций страны, и плюс производственный стаж... К тому же знал мой характер и мужество, был уверен, что я смогу разгребать старые нагромождения, бороться с мафией; имея определенный характер и мужество, смогу капитально поменять кадры, - все это было предугадано. В тот момент, действительно, я оказался наиболее, ну, что ли, удачной кандидатурой для тех целей, которые он ставил. Соглашался я на этот пост с трудом. И не потому, что боялся трудностей, я отлично понимал, что меня используют, чтобы свалить команду Гришина. Гришин, конечно, человек невысокого интеллекта, без какого-то нравственного чувства порядочности, этого у него не было. Была напыщенность, было очень сильно развито угодничество. Он знал в любой час, что нужно сделать, чтобы угодить руководству. С большим самомнением. Он готовился стать Генеральным секретарем, пытался сделать все, чтобы захватить власть в свои руки. Но, слава Богу, не дали".

24 декабря состоялся пленум Московского горкома партии, на котором выступил Михаил Сергеевич. В итоге 72-летний Виктор Васильевич Гришин ушел на пенсию, а Борис Николаевич был рекомендован на занимаемый им пост. Прошедшая в феврале следующего года отчетно-выборная партийная конференция столицы поддержала его кандидатуру. Началась, как тогда выразился в беседе с А.В.Коржаковым Ельцин, битва за Москву. Произошла замена всех помощников, членов бюро, аппарата горкома, редактора газеты "Московская правда". На посту председателя исполкома Моссовета Промыслова заменил В.Г.Сайкин, бывший генеральный директор ЗИЛа. На первый план стали выдвигаться социально-бытовые проблемы. В Москве открывались ярмарки. С городами и республиками страны заключались прямые договора на поставку овощей и фруктов. Регулярными стали встречи партийного руководства и самого Ельцина с жителями города, что позволило быстрее и результативнее реагировать на негативные стороны жизни города. Разработан был план снижения напряженности работы городского общественного транспорта. Правительство Москвы приняло решение определить предприятия, которые следовало убирать из города ввиду тяжелой экологии столицы. Наметился план по улучшению структуры его центра.

Первоначально Политбюро позитивно относилось к деятельности нового первого секретаря горкома. Постепенно, однако, стала ощущаться напряженность в отношении к Ельцину и к тем вопросам, которые им ставились. Особенно обострилась ситуация после того, как был внесен вопрос о льготах и привилегиях. Буквально в штыки был встречен также отказ Бориса Николаевича закрыть в Москве пивзавод, свергнуть торговлю всей группы спиртных напитков, даже сухих вин и пива. Вскоре последовали некоторые провокационные действия, в том числе и со стороны ЦК партии. На одном из пленумов даже было принято решение о создании комиссии во главе с членом Политбюро В.А.Медведевым "по проверке высказываний Ельцина на встречах с москвичами и на митингах". Обстановка вокруг Бориса Николаевича обострилась после его выступления на Пленуме ЦК КПСС в октябре 1987 года. В ноябре 1987 года тяжело больной Ельцин на Пленуме Московского горкома был снят с занимаемой должности и назначен первым заместителем министра Госстроя СССР. Но в народной молве Борис Николаевич слыл правдолюбцем-страдальцем, о нем ходили легенды. Видимо, именно это обстоятельство и сыграло главную роль в возвращении Ельцина в большую политику.

26 марта 1989 года состоялись выборы в народные депутаты. Борис Николаевич проходил по Московскому территориальному округу. За него проголосовало 89,6% избирателей. Вскоре состоялся съезд народных депутатов, затем прошла сессия Верховного Совета СССР. Ельцин был избран Председателем Комитета Верховного Совета по строительству и архитектуре, в связи с чем он вошел в состав Президиума Верховного Совета СССР. 29-30 июля 1989 года прошло первое собрание межрегиональной депутатской группы народных депутатов. Сопредседателями ее стали Афанасьев, Ельцин, Пальм, Попов и Сахаров. 29 мая 1990 года Борис Николаевич избирается Председателем Верховного Совета РСФСР, его заместителем - Р.И.Хасбулатов.

1991-й стал "звездным" годом для Ельцина. По всему было видно, что СССР разрушается и Горбачев не в силах противостоять этому процессу. А то, что Россия активно раскачивала центр союзной "лодки", создавало идеальные условия для националистических настроений в других республиках. Едва ли у кого-то сегодня вызовет сомнение, что если бы в том году лидеры России и СССР единодушно выступили против националистов любой республики, разве что кроме некоторых Прибалтийских, антисоветские силы были бы подавлены. Но такое единство не входило в планы Ельцина. Более того, Борис Николаевич всячески
стремился подчеркнуть независимость России от СССР. В начале года он подписывает с Горбачевым Временное экономическое соглашение, добившись уменьшения фиксированной суммы отчислений Россией в союзный бюджет в том году. Вскоре после этого он в пику Кремлю подписывает договоры о сотрудничестве с антисоветскими правительствами Эстонии, Литвы и Латвии.

19 февраля Борис Николаевич выступил по телевидению с острой критикой действий союзного руководства в Прибалтике и предложил Горбачеву уйти в отставку с поста Президента СССР. Кремль отреагировал шаблонно - 23 февраля был организован 200-тысячный митинг в поддержку Президента, куда в приказном порядке собрали военнослужащих. Команда Ельцина в ответ уже на следующий день также провела митинг с таким же количеством участников. На второй день после празднования 8 марта Ельцин выступил перед демократической общественностью в московском Доме кино. Он заявил о полном несогласии с деятельностью Горбачева и его правительства и призвал к созданию общего фронта демократии и переходу в решительное наступление против партократов. Демократы тут же поддержали своего лидера, собрав 10 марта 300-тысячный митинг в Москве. В апреле Ельцин вел переговоры с Горбачевым о мерах по стабилизации обстановки в стране, параллельно готовя свою предвыборную кампанию. 12 июня Борис Николаевич Ельцин был избран на пост Президента России. Начинается новая фаза борьбы за власть, ареной которой становится Москва. Два президента в одном городе - это уж слишком.

Важнейшим событием в политической жизни Ельцина стал август 1991 года. Страна, фактически оставшаяся без правителя в связи с изоляцией Горбачева в Форосе и провалом ГКЧП, стала легкой добычей для демократов, возглавляемых Борисом Николаевичем. Он же оказался угодным и национал-сепаратистским силам,
действовавшим во многих республиках Советского Союза и ждавшим удобного момента, чтобы выйти из-под власти Москвы. В течение всей осени Борис Николаевич упорно добивал как Горбачева, так и СССР. Он постепенно переводит в свое подчинение силовые структуры. В частности, 20 октября последовал Указ Ельцина о передаче внутренних войск МВД СССР, дислоцирующихся на территории РСФСР, под юрисдикцию России. Через два дня после этого он прибирает к рукам КГБ СССР, переименованный в Межреспубликанскую службу безопасности. Шефом этого ведомства назначается Вадим Бакатин.

28 октября начал работу 5-й съезд народных депутатов РСФСР. Ельцин выступил с требованием проведения радикальных экономических реформ без анализа их сути. На этом съезде Председателем Верховного Совета большинством голосов был избран Р.И.Хасбулатов. Кроме того, были внесены поправки в Конституцию, определяющие полномочия Президента России, который, к тому же, на период "радикальных экономических реформ" до декабря 1992 года получил чрезвычайные полномочия в области реорганизации органов исполнительной власти и назначения глав администраций. Таких полномочий официально не имел ни один советский лидер.

В плане реализации этих полномочий 5 ноября Ельцин подписал указ о назначении ключевых членов кабинета. Первым вице-премьером был назначен Г.Бурбулис, вице-премьером и министром экономики и финансов стал Гайдар Е.Т., вице-премьером, министром труда и социальной защиты - А.Шохин. Спустя неделю Чубайс А.Б. становится председателем Государственного комитета РСФСР по имуществу. Вскоре после этого Ельцин объявил о завершении формирования "кабинета реформ" и подписал пакет из десяти президентских указов о реальном переходе России к рыночной экономике.

21 ноября Президент России подписал Указ о создании Государственного комитета по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подчинив себе, таким образом, еще одну силовую структуру, поставив во главе 36-летнего С.К.Шойгу. 7 декабря состоялась известная встреча Президента России Б.Н.Ельцина, Президента Украины Л.Кравчука и Председателя Президиума Верховного Совета Белоруссии С.Шушкевича, позже получившая название "Беловежского сговора". Было создано Содружество независимых государств (СНГ), фактически узаконившее распад СССР. В документе, принятом по этому случаю, говорилось: "Мы, руководители Республики Беларусь, РСФСР, Украины, отмечая, что переговоры о подготовке нового Союзного договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образования независимых государств стал реальным фактом,
констатируя, что недальновидная политика Центра привела к глубокому экономическому и политическому кризису, к развалу производства, катастрофическому снижению жизненного уровня практически всех слоев общества; принимая во внимание возрастание социальной напряженности во многих регионах бывшего Союза ССР, что привело к межнациональным конфликтам с многочисленными человеческими жертвами; сознавая ответственность перед своими народами и мировым сообществом и назревшую потребность в практическом осуществлении политических и экономических реформ, заявляем об образовании Содружества Независимых Государств". Распад СССР стал реальностью.

25 декабря М.С.Горбачев снял с себя обязанности Верховного главнокомандующего, передав эти функции Президенту России. Вечером того же дня в Кремле был спущен красный флаг СССР и поднят трехцветный флаг России. Началась новая глава всемирной истории - истории Российской Федерации. Став Верховным главнокомандующим, Ельцин, как и его предшественники, не имел четких документально оформленных обязанностей по этой должности. Считалось, что он, как глава государства, будет участвовать в формировании военной политики страны, а также по своему усмотрению станет вникать в проблемы Вооруженных Сил. Такая неопределенность и неконкретность обязанностей на практике приводила к тому, что в ряде случаев сложно было найти человека, ответственного за действие, осуществленное в отношении Вооруженных Сил или с их участием. Закономерен вопрос, был ли Борис Николаевич в момент вступления на пост Верховного главнокомандующего знаком с основными принципами использования силовых структур государства, знал ли об основных проблемах их жизни и деятельности? В определенной степени ответ может быть положительный. Так, будучи членом Военного совета Уральского, а затем Московского военных округов, будущий Верховный главнокомандующий участвовал в ряде войсковых учений, а также, как отмечает сам Борис Николаевич, "довольно часто ездил по частям, где встречался и с рядовым, и с командным составом". Бывая на оборонных предприятиях, он имел представление об отдельных элементах военно-промышленного комплекса страны. Но все эти знания были недостаточно глубокими, отрывочными, а главное, не подкрепленными опытом решения долгосрочных стратегических задач. Все это было бы вполне нормальным при наличии хорошей команды опытных силовиков и при отсутствии чрезвычайных ситуаций. Но Ельцин стал одновременно "ковать" для себя кадры и решать внутренние проблемы страны с применением военной силы. Это неизбежно приводило к многочисленным промахам и ошибкам, ставшим яркими вехами в деятельности первого Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации.

Уже в самом начале своего правления Верховный главнокомандующий делает попытку реформирования всех структур, выполняющих силовые функции, а также закрепления новых общественно-политических отношений в стране путем разработки и принятия военной доктрины - документа конституционного значения, излагающего систему официально установленных в государстве взглядов на военное строительство, подготовку страны к обороне, организацию противодействия угрозе внешней безопасности государства, использование Вооруженных Сил и других воинских формировании для защиты ее жизненно важных интересов.

Какой представлялась армия будущего Верховному главнокомандующему? На этот вопрос в мемуарах "Исповедь на заданную тему" он ответил так: "Ничего нового придумывать тут не надо. Человечество уже выработало отлаженный механизм взаимодействия с армией и другими силовыми структурами, когда они стоят на службе у общества, а не над обществом. Армия, на мой взгляд, должна стать профессиональной, добровольной. Только тогда возможно ее качественное изменение к лучшему".

Ельцину, уже как Верховному главнокомандующему, довелось завершать начатый Горбачевым процесс вывода советских войск из Германии, который продолжался до 1994 года. Но Борис Николаевич не стал вникать в эти проблемы, хотя они стоили огромных денежных, материальных средств и были сопряжены с большими моральными потерями. Для вывода войск Германия выделила 3 млрд. марок в качестве беспроцентного кредита, который регулярно выплачивался в период с 1991 по 1994 годы. Российское же правительство самоустранилось от финансирования Западной группы войск. Если в 1991 году ей было перечислено 820 млн. марок, то в следующем году - только 19,8 млн., а затем поступления вовсе прекратились. Брошенной на произвол судьбы ЗГВ пришлось, наряду с решением основной задачи по эвакуации материально-технической базы, заниматься самофинансированием.

Полным провалом закончилась попытка продажи имущества ЗГВ в Германии. 16 декабря 1992 года. Президент России и канцлер ФРГ подписали Совместное заявление о безвозмездной передаче этого имущества Германии в счет экологического ущерба, якобы нанесенного этой стране за время пребывания там советских войск. В результате этого Германии достались огромные богатства, которые по самым скромным подсчетам оценивались в 8 млрд. марок. За годы военного присутствия в ГДР Советский Союз построил там полностью или частично 777 военных городков, 5269 баз и складов, 3422 учебных центра, 47 аэродромов. Уходя, было оставлено 20 тысяч квартир. Заявления некоторых руководителей о том, что на военное имущество не нашлось покупателей, не более, чем вымысел. Так, известно, что за штабной городок 1-й гвардейской танковой дивизии, находившийся в Дрездене и оцененный российскими экспертами в полмиллиона марок, западные фирмы предлагали в 4 раза больше. На торгах в Потсдаме за военный городок Крампниц при стартовой цене в 3,5 млн. марок покупатели предлагали 5 миллионов. Огромным спросом пользовались военные городки, расположенные в курортной зоне - на балтийском побережье и на острове Рюген. Кроме того, Советский Союз по договору от 1945 года владел на территории ГДР более чем 1000 земельными участками. Все это было безвозвратно утеряно.

В ходе вывода войск командование ЗГВ пыталось внести ясность в проблему передачи Германии недвижимости. В частности, Президенту и Правительству предлагалась концепция создания совместного с немецкой стороной Общества по поиску и реализации недвижимости и имущества, принадлежащего бывшему СССР. Но эта инициатива не получила поддержки. В итоге за исключением трех земельных участков с девятью зданиями в районе Карлхорст в Берлине да двухэтажной виллы в Дрездене так ничего и не удалось сохранить. Позже несведущие люди за убытки при выводе войск из Германии обвинили командование ЗГВ, которое было вынуждено только выполнять директивы Верховного главнокомандующего и назначенного им министра обороны.

Очередной военно-политической акцией Ельцина Б.Н. стало разрешение конфликта между Верховным Советом Российской Федерации и Президентом России осенью 1993 года. Месяц август, который в народе нередко называют "крышей лета", подобно тому, как это было и в 1991 году, знаменовал наступление решающей фазы политического конфликта, на этот раз - между центральной, законодательной и исполнительной властью. Два года назад они выступали в общем строю, обеспечив срыв планов ГКЧП именно своей солидарностью, единством взглядов, готовностью к самопожертвованию. Семисот дней оказалось достаточно, чтобы не только расколоть их, но и поставить по разные стороны баррикад. Президент России, собрав 12 августа представителей государственных телерадиокомпаний России и руководителей российской печати, заявил со всей определенностью: "Эта борьба и схватка решительная наступит в сентябре месяце".

Заявление Верховного главнокомандующего усилило ощущение, что страна находится на пороге серьезных событий. В средствах массовой информации появляется
много разного рода слухов и кривотолков, приводятся тексты "секретных документов", якобы свидетельствующих о подготовке президентского переворота в стране силовыми, репрессивными методами, о срочном освобождении камер в тюрьме Лефортово в Москве и так далее. Слухи эти официально никем не опровергаются, хотя и не подтверждаются. "Не надо нервничать, - откликается Председатель Верховного Совета. - Конституционный строй мы защитим силой наших законов, силой авторитета парламента и органов власти на местах". Что это? Может быть опять "война нервов", очередной всплеск взаимных эмоций?

Президент, однако, подтверждает через неделю серьезность своих намерений найти радикальный выход из конфликта: "План действий уже готов... Август я называю артподготовкой. Сентябрь - главный месяц, затем октябрь и, возможно, часть ноября..." К этому он добавляет, что в сентябре потребуется "крепкий министр безопасности". Характер взаимной политической риторики резко обостряется. С одной стороны, Верховный Совет обвиняется в антинародности. С другой стороны, действия Президента квалифицируются как попытка установления "себялюбивой, безграмотной, полукриминальной" диктатуры. В ответ на звучащие со стороны Верховного Совета предостережения, а со стороны вице-президента А.В.Руцкого обвинения высших эшелонов исполнительной власти в коррупции, Б.Н.Ельцин 1 сентября издает Указ об отстранении от должности как вице-президента, так и первого вице-премьера правительства "в связи с ущербом, который нанесен и наносится государственной власти в результате взаимных обвинений в коррупции". Оппоненты Б.Н.Ельцина объявляют этот Указ в отношении Руцкого, всенародно избранного вместе с Президентом, неконституционным.

Складывалось ощущение, что Верховный главнокомандующий решился использовать подчиненную ему армию в борьбе за власть с собственным парламентом и поддержавшим его народом. Из всех прежних Верховных на такое лишь однажды решился Лавр Георгиевич Корнилов в августе 1917 года. Но тогда шла мировая война, и готовившиеся революционные выступления в Петрограде могли привести к развалу фронта и поражению страны. Осенью же 1993 года никакой войны не было, но победа парламента могла привести к отставке Президента. Спасая свою власть, Ельцин воспользовался правами Верховного Как, кем и в какие сроки составлялся план действий, а главное - как он первоначально выглядел - достоверных сведений нет. Возможно, кому-то это покажется способом сохранения государственной тайны. Многие же убеждены, что планирование это в том смысле, как его понимают военные, просто не проводилось. Был набор предварительных тактических действий, которые на какой-то определенной стадии своего развития
переросли в общую стратегию. Видимость реализации принятого решения этим действиям придавали значительно позже. Это, кстати, главная особенность планирования всех последующих акций, в том числе и военных, Верховным главнокомандующим.

Тогда, в сентябре 1993 года, операция по узурпации власти готовилась в процессе углубления конфликта между Президентом и парламентом. В отличие от парламента, поглощенного дискуссиями, Верховный главнокомандующий заблаговременно начал готовить инструмент борьбы - армию. Приняв в начале сентября решения о роспуске парламента, Ельцин вместе с министром обороны П.С.Грачевым посещает Таманскую и Кантемировскую дивизии. Наблюдая за ходом боевых учений, они обмениваются мнениями о возможности использования этих элитных соединений в предстоящей борьбе за власть. Тогда Грачев со свойственным
ему подходом сумел убедить Бориса Николаевича в полной преданности подчиненных ему войск и их готовности выполнить любой приказ Верховного главнокомандующего.

После этих посещений, 12 сентября на совещании в Старо-Огарево, в присутствии "силовиков" П.Грачева, министра внутренних дел В.Ерина, исполняющего обязанности министра безопасности Н.Голушко, а также министра иностранных дел А.Козырева, Ельцин сообщил о намерении объявить Указ о роспуске парламента. Ерину ставится задача ранее введенными в Москву частями дивизии внутренних войск им.Дзержинского взять под контроль здание парламента - Белый дом. Готовится проект Указа, на котором поставили подписи все присутствующие на совещании в СтароОгарево, а на следующий день - и глава правительства России В.Черномырдин. В ночь на 15 сентября на Указе появляется подпись самого Президента, но объявить этот документ народу никто не спешит. 16 сентября Ельцин посещает дивизию внутренних войск им.Дзержинского. Происходит смотр военных сил, акцент ставится на вопрос о возможности использования войск для подавления беспорядков в городе. На следующий день, на совещании с "силовиками", Верховный главнокомандующий сообщает дату объявления Указа, определяя тем самым время "Ч" - 21 сентября.

Таким образом, можно говорить о том, что планирование и подготовка операции происходили в период с 12 по 16 сентября. В это время были определены: главная цель силового воздействия - Белый дом, силы, предназначенные для решения этой задачи в составе трех самых элитных подмосковных дивизий, а также время начала действий. Замысел Верховного главнокомандующего не опирался на реально сложившуюся к тому времени обстановку и поэтому почти сразу же начал давать сбои. Армия, столь долго презираемая и гонимая "демократами", в лице отдельных своих руководителей отказывается быть слепым орудием в руках Верховного главнокомандующего. На коллегии Министерства обороны, состоявшейся 20 сентября, призывы Павла Сергеевича Грачева поддержать Президента большинством присутствующих встречены были без особого оптимизма. Сразу же после заседания коллегии один из ее членов - заместитель министра обороны генерал армии К.Кобец направляется в Дом Советов и информирует Р.Хасбулатова о готовящихся военных действиях. Вызванные туда же начальник Генерального штаба М.Колесников ставит Председателя Верховного Совета в известность, что коллегия приняла решение - войскам не вмешиваться непосредственно в ситуацию.

Ельцин, узнав о настроениях военных, требует объяснений от Грачева. Тот вновь уверяет его в полном контроле над армией и о лояльности ее по отношению к Верховному главнокомандующему. День 21 сентября, вторник, начинался и прошел как обычный будничный для страны, для простых людей, погруженных в свои служебные и житейские заботы. Лишь к вечеру было объявлено, что в 20 часов по телевидению выступит Президент Российской Федерации. Обратившись к гражданам России с просьбой "поддержать своего Президента в это переломное для судьбы страны время", Борис Николаевич сообщил, что им подписан Указ 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". Суть его состояла в том, чтобы, прервав собственной политической волей "осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций" съездом народных депутатов и Верховным Советом Российской Федерации, назначить на сформулированных Указом условиях выборы в новый двухпалатный парламент - Федеральное собрание - на 11-12 декабря 1993 года. До этого периода в стране фактически вводилось не предусмотренное действующей Конституцией прямое президентское правление. Мотивируя свои действия, Ельцин заявил: "Безопасность России и ее народа имеют большую ценность, чем формальное соблюдение изживших себя норм". Сила законов, таким образом, уступала место законам силы.

Реакция противоположной стороны последовала немедленно. Срочно собравшийся на свое заседание в Белом доме Верховный Совет Российской Федерации, опираясь на заключение Конституционного суда, оценил случившееся как государственный переворот и на основе статьи Конституции принял решение об отстранении Ельцина от поста Президента России. Статья эта гласила: "Полномочия Президента Российской Федерации не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства Российской Федерации, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти, в противном случае они прекращаются немедленно". На этом основании в час ночи 23 сентября вице-президент А.В.Руцкой принял присягу в качестве Президента России. Вечером того же дня в Доме Советов начал работу X Чрезвычайный съезд народных депутатов России, призванный утвердить решения, принятые Верховным Советом.

Создалась взрывоопасная ситуация двоевластия в стране. Центральные законодательные органы действовали в русле "дуэли указов", которая была испытана Ельциным в августовские дни 1991 года. Трещина раскола достигла субъектов Федерации. Большинство Советов на местах, руководители многих национальных республик выступили на защиту конституционного строя. Становилось очевидным, что исход схватки в условиях политического отчуждения основной массы населения от обеих ветвей власти будет решать позиция силовых структур - армии, органов внутренних дел и государственной безопасности. Факты свидетельствовали, что в общем и целом Президенту удалось сохранить контроль над ними на протяжении всего конфликта. В основу тактики верных Б.Н.Ельцину сил была положена информационная блокада, когда средства массовой информации (в первую очередь радио и телевидение) давали лишь одну - официальную - версию событий, а также осада Белого дома. Уже в 23 часа 21 сентября в нем были отключены телефоны правительственной, а затем и городской связи. 25 сентября милиция блокировала все подступы к зданию, оно было отключено от электросети, перекрыто поступление воды. Служба охраны Белого дома, в свою очередь, стала раздавать оружие находившимся в нем гражданским лицам. Блокада ужесточилась: вокруг здания было установлено ограждение из спиральной режущей проволоки, взяты под контроль все входы и выходы из него. Сторонники съезда и Верховного Совета разгонялись еще на дальних подступах к Дому Советов.

Жесткие действия силовых структур наталкивались на ответную жесткость разношерстных сил оппозиции. "Не надо обладать большим воображением, - заключал изучавший обстановку на месте корреспондент влиятельной английской газеты "Гардиан", - чтобы увидеть, что было сделано все для того, чтобы защитники Белого дома совершили какую-нибудь глупость". Это было мнение человека "со стороны". Что касается участников конфликта, то их версии событий, как это всегда бывает в таких случаях, исходят из взаимоисключающих посылок. Мэр Москвы, например, предостерегая население от появления в районе Белого дома, заявил, что представители оппозиции - это психически ненормальные люди, обладающие оружием и готовые в любой момент пустить его в ход. Сторонники Верховного Совета не отставали в ответных хлестких характеристиках своих противников и прямо обвиняли их в провоцировании насилия и крови.

Тем временем Руцкой подписывает Указ, в соответствии с которым с двух часов ночи 22 сентября, как исполняющий обязанности Президента России, он приступает и к исполнению обязанностей Верховного главнокомандующего. Новый "Верховный" тут же освобождает от должности министра внутренних дел В.Ф.Ерина, назначает на его место А.Ф.Дунаева и пишет обращение к воинам дивизии имени Дзержинского. За этим следует его обращение к командующему Сухопутными войсками генерал-полковнику В.М.Семенову, командующему Военно-Воздушными Силами генерал-полковнику П.С.Дейнекину, командующему воздушно-десантными войсками генерал-полковнику С.Н.Подколзину, командующему Военно-Морским Флотом адмиралу Ф.Н.Громову. Обращение начинается словами: "Я обращаюсь к вам как офицер. На наших глазах разрушили великую державу - Советский Союз. Плата за эту трагедию - сотни тысяч убитых и раненых, миллионы беженцев. Сейчас целенаправленно разрушаются Российская армия, военно-промышленный комплекс. России уготовлена такая же судьба, как и СССР". В конце документа значилось: "Призываю всех занять активную позицию, достойную офицерской чести и присяги".

Но призывы провозглашенного Верховным Советом нового Президента не нашли желаемого отклика. Не стерлись, вероятно, из памяти высших военачальников репрессии, постигшие их предшественников после августа 1991 года. 23 сентября по приказу Ерина в Москву вводятся остальные части дивизии имени Дзержинского, которые до того времени оставались в местах постоянной дислокации. Со следующего дня они организовывают блокаду Белого дома, а 25 сентября выходят на ближайшие подступы к подъезду 1. Одновременно Ельцин угрожает военным Указом "Об ответственности лиц, противодействующих проведению поэтапной конституционной реформы", а Грачев заявляет о поддержке Верховного главнокомандующего армией. Но использовать воинские части для борьбы с мятежным парламентом он не решается. Нет войск и у защитников Белого дома. Вскоре подразделения дивизии им. Дзержинского, создававшие кольцо окружения вокруг Белого дома, как не совсем благонадежные сменяются Московским ОМОНом. 30 сентября у здания мятежного парламента появляются шесть бронетранспортеров с гвардейскими знаками на броне, символизируя единство Президента и армии. Но реально армия оставалась в стороне от драмы, разыгравшейся в центре Москвы.

3 октября сторонники парламента, организовав демонстрацию, пытаются прорваться к осажденным. Возникают стычки с милицией, внутренними войсками и
ОМОНом. Демонстранты заставляют президентские силы отступить и, опьяненные этой победой, начинают штурм мэрии - здания бывшего СЭВ, захватывают пять
его этажей. Дальше откладывать со штурмом мятежного парламента становится опасно. 3 октября Ельцин в подмосковной резиденции подписывает Указ "О введении чрезвычайного положения в городе Москве" с 16 часов 00 минут 3 октября до 16 часов 00 минут 10 октября 1993 года. После этого он связывается по телефону с Ериным и Грачевым. Первый получает приказ, чтобы милиция действовала решительно, при необходимости "пуская в ход оружие". Министр обороны заверяет президента о готовности войск прийти ему на помощь. После этого Верховный главнокомандующий решается на вертолете прилететь в Кремль, чтобы оттуда руководить последующими действиями. В помощь Борису Николаевичу создается оперативная группа в составе заместителя министра обороны генерала армии К.Кобца (председатель), советника президента по военным вопросам генерал-полковника Д.Волкогонова, а также первого заместителя главы правительства О.Сосковца. Группа расположилась в здании бывшего штаба Варшавского Договора на Ленинградском проспекте. Вечером того же дня подразделения внутренних войск, отряда специального назначения "Витязь" и Софринской бригады расстреляли толпу сторонников парламента, пытавшуюся штурмовать телестудию "Останкино". Было убито 66 человек, более 50 получили ранения.

В это же время у Моссовета начали собираться толпы сторонников Ельцина из числа москвичей. Ближе к полуночи среди них было распространено заявление Ельцина к гражданам России. Ночью Президент позвонил Грачеву. Министр обороны сообщил, что в Москву по Ленинскому проспекту входят войска, которые будут направлены на защиту важных объектов. Но доклад оказался преждевременным: войска в ожидании более конкретных приказов остановились на рубеже Московской кольцевой дороги. По приказу Ельцина около двух часов ночи под председательством Черномырдина В.С. началось заседание коллегии Министерства обороны. Туда же направляется и Верховный. Он требует от генералов действенных мер, но в ответ получает молчание.

Тишину нарушает начальник охраны президента генерал Коржаков. Он предлагает несколько вариантов штурма Белого дома, для чего просит десять танков.
- Вы мне даете санкцию на применение в Москве танков? - спрашивает Грачев.
- Я вам письменный приказ пришлю, - обещает Верховный, отправляясь в Барвиху. Такой документ действительно был подготовлен первым помощником Президента Виктором Илюхиным. Он не только разрешал использовать танки в Москве, но и предписывал Грачеву лично руководить операцией "по освобождению Белого дома от засевших там вооруженных боевиков и формирований". Когда утром приказ о штурме Белого дома был доставлен в Министерство обороны, на столе у Грачева уже лежал план этой операции. Его реализация была поручена заместителю министра генерал-полковнику Г.Кондратьеву, резиденция которого должна была разместиться в гостинице "Украина". К утру 4 октября в Москву по линии Министерства обороны были вызваны 2-я гвардейская мотострелковая дивизия, 2-я отдельная мотострелковая бригада, 4-я танковая дивизия, 106-я воздушно-десантная дивизия и 218-й батальон специального назначения. К операции также были привлечены подразделения бригады охраны Генерального штаба и некоторых других частей. В общей сложности войсковая фуппировка насчитывала в своем составе около 3000 человек, из которых в блокировании Белого дома было задействовано примерно 1800 человек.

Непосредственно для стрельбы по Белому дому была выделена танковая рота, которая в 8 часов утра заняла огневую позицию. В десять часов танки открыли огонь по окнам верхних этажей здания. Вскоре над зданием мятежного парламента появились густые клубы дыма, а кое-где - и языки пламени. В 10.30 Руцкой попытался переговорить с Ельциным, но Верховный требовал полной капитуляции. Тем не менее генерал Кондратьев приказал прекратить стрельбу, чтобы вьшустить находившихся в Белом доме женщин и детей. Затем обстрел продолжился.

К 16 часам судьба парламента была предрешена. Руководители сопротивления Р.Хасбулатов, А.Руцкой, В.Баранников, В.Агапов и А.Дунаев сдались и под усиленной охраной на машинах были отправлены в специзолятор. Обстрел здания продолжался, пока не началась массовая сдача депутатов Верховного Совета. Стрельба по Москве продолжалась всю ночь. По официальным данным в разных местах города за 3-4 октября было убито 147 человек. О раненых сведений не давалось. Операция завершилась 18 октября, когда был отменен комендантский час и начался вывод войск из столицы.

Реакция на события осени 1993 года была самая различная. Бывший председатель Конституционного суда В.Зорькин считает, что "3-4 октября 1993 года войдут в историю России как одна из самых мрачных страниц. В этот день было покончено с неприкосновенностью граждан. Покончено не только с двоевластием, но и с троевластием, то есть с конституционным принципом разделения властей. Фактически Президент совершил конституционный переворот, разрушил государственный строй". Но были и такие, которые считали, что "Ельцин сделал наконец то, что должен был совершить осенью 1991 года. Ликвидировал постоянный источник дестабилизации обстановки в стране, а вовсе не органы народовластия. Советы имели мало общего с народом".

Несмотря на различие оценок октябрьских событий, совершенно очевидно одно - Верховный главнокомандующий решился на применение военной силы с тем, чтобы покончить со своими политическими противниками. Это ему удалось по ряду причин, главной из которых было наличие среди высшего военного руководства преданных Президенту людей. Новая обстановка, сложившаяся в стране осенью 1993 года, потребовала от Ельцина более четко определить место и роль Вооруженных Сил в различных политических ситуациях. Была сделана попытка выработки военной доктрины государства. Основные положения военной доктрины неоднократно рассматривались на заседаниях Совета Безопасности Российской Федерации, где заслушивались доклады комиссий и комитетов, в разное время возглавляемые И.Н.Родионовым, Л.Я.Рохлиным, Н.П.Патрушевым, В.Г.Егоровым, В.А.Кравченко, И.В.Касатоновым. В окончательном варианте документ был принят 2 ноября 1993 года, чему был посвящен специальный президентский Указ. Некоторые поправки в доктрину были внесены в последующие годы.

Первый вариант военной доктрины обсуждался и принимался в условиях окончания "холодной войны", определенной стабилизации международной обстановки, установления отношений партнерства и сотрудничества России с США и другими западными странами. Все это нашло отражение в документе, пронизанном стремлением сделать российскую армию - при сохранении и наращивании ее обороноспособности - более дешевой, компактной, хорошо технически оснащенной и обученной в соответствии с самыми современными требованиями. Доктриной предусматривается продолжить и к 2000 году завершить реорганизацию структуры Вооруженных Сил, а также перейти на смешанную систему их комплектования, сочетающую службу в добровольном порядке, по контракту, со службой на основе призыва граждан по экстерриториальному принципу.

Характерно, что этим документом впервые в отечественной законодательной практике исполнительной власти в лице Президента и Правительства официально предоставляется право использовать Вооруженные Силы для решения не только внешнеполитических, но и внутриполитических проблем. Не разделяя принципа "армия воюет только с армиями", доктрина к числу "внутренних источников военных угроз" относит не только "попытки свержения конституционного строя, дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления", но и всякого рода внутриполитические акции "националистических, сепаратистских, других организаций", а также уголовные деяния в форме организованной преступности, контрабанды и так далее.

 

Оппонентам, и прежде всего, из рядов оппозиции, российская военная доктрина представлялась уязвимой и в своем внешнеполитическом аспекте. Вынося на первый план задачи по обеспечению действий Совета Безопасности ООН, других международных организаций, она создает впечатление приоритетности интересов ООН для Российских Вооруженных Сил перед собственными национальными интересами России. Доктрина, с точки зрения некоторых аналитиков, не учитывала резкого усиления геополитических позиций США в связи с уходом с политической и военно-стратегической арены СССР и того факта, что, несмотря на многие позитивные перемены в международном климате, глобальное сдерживание ядерного нападения должно оставаться высшим приоритетом национальных вооруженных сил.

Плачевно выглядело и стратегическое положение флотов. Балтийский флот с распадом СССР потерял 80% основных пунктов базирования, в которых находилось 50% надводных сил и 100% подводных лодок. Были потеряны 11 из 16 пунктов рассредоточения сил флота, 61% причального флота, 30% аэродромов флотской авиации, 80% системы берегового наблюдения флота, 60% судоремонтных и судостроительных заводов и предприятий. Не лучшая доля выпала и на многострадальный Черноморский флот, который оказался заложником политических интриг. "Непоследовательность и постоянная сдача позиций флота, пренебрежение интересами Государства Российского - вот характерная черта наших многочисленных переговорных процессов с Украиной, аппетит которой по мере наших уступок растет, - отмечал адмирал Ф.Н.Громов. - Каспийская флотилия потеряла все системы базирования, береговую инфраструктуру. Сегодня
речь должна идти о принятии специальных решений и мер по спасению флота, и эти меры должны быть приняты немедленно, ибо "промедление, воистину, смерти подобно".

Продолжение следует



Другие статьи наших энциклопедий по этой теме:




К тому времени уже давала о себе знать и кадровая политика, проводившаяся руководством страны в армии. Она "рубила" под корень офицерский корпус, особенно его молодое звено - младших офицеров. В 1992 году из армии было уволено 50 тысяч офицеров, в том числе 40 тысяч в возрасте до 30 лет и 5300 - до ...



Купить антикварные книги






















Вечерниее и коктейльные платья: выбери себе подарок!

     RSS-подписка на новости

Мы навсегда решили для вас проблему выбора подарков - посетите наш уникальный магазин антикварных книг



История России, крупные города России, русская литература, русское искусство, Конституция и законы Российской Федерации
самые свежие новости из столицы и российских городов - все это информационно-новостной портал "Федерация.Ру".
Перепечатка и цитирование материалов приветствуется при постановке активной ссылки на источник.
Контакты редакции: +7 (495) 725-89-27, info@adelanta.info